Автоматическая трансмиссия в последние пару десятков лет является приоритетным типом КПП, которому отдают предпочтение россияне. Классический гидротрансформатор удобен в эксплуатации, обладает высокой плавностью работы и логичным алгоритмом переключений, а также понятен в обслуживании. Однако срок службы типичного «автомата» может быть различным – у одних автолюбителей коробка служит верой и правдой сотни тысяч километров, у других же начинает преподносить неприятные сюрпризы уже на первых десятках тысяч. Порой водители, сами того не осознавая, укорачивают «жизнь» гидротрансформатору и ниже мы выделим несколько факторов, которые тому способствуют.
Первый способ: постоянно ездить на максимальных скоростях
Далеко не каждый автолюбитель знает, что эксплуатация автомобилей с АКПП на предельных скоростях постоянно и продолжительно крайне нежелательна. Это связано с тем, что гидротрансформатор в принципе не предназначен под подобные нагрузки, если он, конечно же, не имеет усиленных компонентов в своей конструкции, как это бывает со спорткарами и мощными представительскими авто.
Предельные скорости провоцируют предельные нагрузки на АКПП, что ничем хорошим не обернется... Проблема заключается в том, что при длительном движении на максимальных для конкретного автомобиля скоростях теплообменник и масляный насос коробки работают также на пределе, посему они находятся в зоне риска и в дальнейшем могут выйти из строя, провоцируя самые разные последствия. Да и в целом, при скоростном типе вождения коробка довольно быстро перегревается, а перегретое трансмиссионное масло теряет большую часть своих полезных свойств, поэтому трение между деталями в узле увеличивается.
Второй способ: не менять масло вовремя
Каждой модели завод-автопроизводитель предписывает определенные нормы обслуживания автоматической коробки и интервал замены масла в ней – является одним из важнейших параметров. Как правило, менять трансмиссионное масло в АКПП необходимо при пробеге в 45 или 60 тысяч километров, но порой масло рассчитано на весь срок эксплуатации узла, что впрочем, бывает крайне редко.
Масло в АКПП нужно менять в соответствии с техническим регламентом, иначе инородные частицы в нем негативно скажутся на ресурсе трущихся деталей узла. Если не менять масло через указанный километраж, то можно ожидать тяжелых последствий для коробки. Предпосылкой к ним выступает множество инородных элементов и продуктов износа деталей трансмиссии, которые скапливаются в технической жидкости, тем самым ее загрязняя. Безусловно, в коробке имеется специальный фильтр, который какое-то время способен не пропускать частицы в трансмиссию, но при большом их количестве сетка фильтра рвется и они попадают внутрь, что провоцирует быстрый износ компонентов АКПП. Третий способ: не прогревать АКПП Классический гидротрансформатор нуждается в обязательном прогреве после длительного простоя машины на месте. Прогрев проходит в несколько этапов. Первая стадия осуществляется, когда автомобиль во время прогрева двигателя стоит на месте. В это время необходимо аккуратно перемещать рычаг между режимами в селекторе коробки, чтобы заработал масляный насос и началась циркуляция трансмиссионного масла по узлу. На начальном этапе прогрева коробки необходимо подвигать рычагом селектор узла с целью запуска циркуляции масла. Вторая стадия происходит уже при начале движения. В таком случае от водителя ничего делать не нужно, однако первые 4-5 километров поездки скорость автомобиля не должна превышать 60 км/ч, при этом желательно избежать пробуксовок, резких ускорений и торможений. Связано это с тем, что масло по-прежнему вязкое и какое-то время ему необходимо дойти до рабочей температуры. Если же прогревом коробки пренебрегать, то таким образом вы увеличите нагрузку на трущиеся элементы коробки, накладку блокировки гидротрансформатора, что спровоцирует их быстрый выход из строя. Кроме того, при таком способе эксплуатации может быстро загрязняться масло и портиться сам гидротрансформатор, поэтому последствия могут быть самым плачевными.
Способ 4: резко стартовать с места Так называемые «веселые старты» автоматическая коробка не особо жалует, даже если машина имеет функцию лаунч-контроля. А уж, если стартовать на автомобилях, которые вовсе для этого не предназначены, то уже весьма скоро трансмиссия прикажет долго жить. В таком случае ждем выхода из строя накладки блокировки гидротрансформатора, соленоидов, дифференциала и шестерен коробки. Также может быстро загрязняться гидроплита и на износ работать система смазки. Вкупе все это грозит большими проблемами и иногда даже полным выходом коробки из строя.